Отчет о восхожении на Хан Тегри
Наш девиз -"Здоровье в аптеке не купишь"

Опубликовано в: Спорт и туризм Дата создания : 2018-09-11 Комментарий : 3

Решил немного написать о восхождении. Фильм короткий, (на  youtube есть видео на 20 мин.) Но все не покажешь, да и самое интересное и сложное в горах происходит ночью - не до съемок. Рассказать хочется не для того, чтобы похвастаться,а для памяти. Чтобы не пришлось перед следующим восхождением вспоминать - а что же там может произойти? Время. Мероприятие было рассчитано на 3 недели. Но при удачном раскладе можно управиться за две. Возникает вопрос: брать ли обратный билет? При обмене билета довольно большая доплата. Спланировать в горах все достаточно сложно. Если время дороже денег - однозначно обратный билет лучше не брать. вы можете закончить маршрут как на неделю раньше, так и на день позже.Мы спустились в базовый лагерь после восхождения 16-го августа и 17-го обещали вертолет, и мы уже планировали, как будем отдыхать два-три дня на берегу Иссык- Куля . Но улетели мы только 19-го.

vertolet

И на Иссык-Куле покупались полчаса по дороге. 20-го -  день в Бишкеке -отдых,закупка сувениров и 21-го  самолет домой.Бывали случай, когда люди опаздывали на самолет, потому что не могли улететь с базового лагеря. Может не быть погоды или просто без видимой причины не быть вертолета.  В общем, с обратным билетом смотрите сами, но  билет туда лучше конечно брать пораньше. Я брал в конце января. Если не купить заранее билет и не сделать предоплаты, то всегда ближе к поездке найдется кучу причин  чтобы "спрыгнуть" с маршрута.

По прилету в Бишкек меня ждала неприятность - не прилетел мой рюкзак. Как оказалось это в последнее время обычное дело. Когда летели обратно , в Минск не прилетел рюкзак Василия. Хорошо, что мой рюкзак прилетел следующим рейсом в тот же день и мы вечером отправились на микроавтобусе в Каркару – лагерь, с которого осуществлялась вертолетная заброска в базовый лагерь на высоте 4000 м. Есть варианты нахождения в базовом лагере и на маршруте по комфорту и соответственно, по стоимости. " Полный пакет"позволяет проживать в приготовленных больших палатках с деревянным настилом и чем-то мягким сверху. Трехразовое питание на общей кухне, душ, сухпаек на маршруте, установленные палатки в лагерях 1,2, и 3. И есть вариант"Неполного пакета ". Это когда со всем своим. Спим в своих палатках на леднике, после каждого возвращения в базовый лагерь ищем и готовим новое место под палатки, готовим свою еду (соответственно на 21 день надо набрать достаточно еды, а за перегруз в вертолете больше 30 кг на человека надо доплачивать по 5 дол. за кг. Мы заплатили больше всех.) И в другие лагеря идем,конечно, со своими палатками. Этот вариант считается более спортивным, хотя те кто на "полном" называют его "бомж пакетом" .

bazovii lager

4000 метров - это уже приличная высота. При резком подъеме(вертолетом с 2200 м) начинают обостряться мелкие болячки и догонять "горняшка".У одного товарища из группы поднялась температура, и мы пробыли в  базовом лагере дня три, пока все пришло в норму. На четвертый день пошли на акклиматизацию. Сначала в лагерь 1 на высоте 4200 м.

l2

Все время по леднику. Свежего снега не было, все трещины хорошо видны,проблем никаких, но расстояние не близкое (часа 4 не меньше шли). На морене поставили палатки и ночью пошли в лагерь 2 на 5300 м .Этот участок самый неприятный. Называют его "бутылка" и, как положено, заканчивается он"горлышком". 1000 м набора высоты по ущелью с серьезными трещинами и постоянным сходом лавин (ночью обычно тихо). Каждый раз, проходя по"бутылке" из-за схода лавин и обвала сераков менялась траектория движения. Но все обошлось. Выход из "бутылки" -  "горлышко" - стремный. Провешены две веревки. Одна внизу вокруг воронки-колодца и вторая - круто вверх. Если срываешься с верхней ,то прямо в "колодец".

Наша группа  (6 чел) без проблем добралась до второго лагеря. А вот соседи по базовому лагерю ( папа с сыном из Хабаровска и примкнувший к ним москвич Артем) заставили нас поволноваться. Сначала пришел сын, потом через пару часов отец (а лавинки уже начали сыпаться, даже возле нашего лагеря,который считается ,что находится на безопасном месте, сошла лавина, которая обдала нас слегка легкой снежной пылью) . А Артем появился ближе к ночи -где-то в ущелье пережидал, пока перестанут сыпать лавинки.

l2

На завтра поднялись лагерь3 на 5800 м. Переночевали там.Проблем с высотой особых не ощущал. Обычная реакция организма – учащенное дыхание,сухость в горле. Виктор закопал возле своей палатки продукты, которые планировали использовать при восхождении. И ночью пошли вниз к базовому лагерю.Сильно впечатлило в «бутылке» место , где мы при подъеме даже присели отдохнуть. Узкий проход с вертикальными стенами теперь был широким с нагромождением снега и сераков. Но ночью все идётся без проблем.

butilka3

Хотя проблемы возникают там, где их уже не ждешь. Уже при подходе ко второму лагерю Саша (старпом из Риги) подвернул ногу. Короткий отдых не помог. И Саше пришлось ковылять до базового лагеря. Утром стало еще хуже. В результате человек выбыл  из команды. Пришлось отправиться вниз и второму уроженцу  Риги – Андрею, проживающему ныне в  Амстердаме. У него на супер ботинке сломался замок, починить который он не смог даже в Бишкеке. Бывает, что супер снаряжение подводит, а бывает и наоборот. У Василя из Лиды простые невысокие трекинговые ботинки (некоторые в них по городу на работу ходят), а он в них уже и на Эльбрус, на Казбек, на Ленина и сейчас на Хан Тенгри сходил. (наверх теплые бахилы, потом мягкие кошки). Но сказал, что в следующем году выделяться не будет. Купит высокогорные ботинки. В общем, нас осталось четверо. Нет худа без добра – четыре человека значительно более мобильная группа.

botinki

Пару дней отдохнув в базовом лагере собрались на восхождение. 11 августа вышли в лагерь 1. По прогнозам и некоторым математическим расчетам 12 августа должен быть неблагоприятным днем. В ночь с11-го на 12-ое поднялись по «бутылке» во второй лагерь. Только поставили палатки и прогноз начал сбываться. Снег, пурга. Через некоторое время,приоткрыв палатку, увидел нашего знакомого Артема, который пытался на ветру поставить свою палатку. Оделся, решил ему помочь . Но не успел – палатку сдуло–он не успел ее закрепить. Метров за 300 внизу она упала в 20-метровую трещину.Пошли с ним доставать. Я страховал , он пытался ледорубом на веревке подцепить ее.  Бесполезно, хорошо, что хоть сами туда не провалились. Приютили Артема у себя в палатке, а утром он ушел вниз. А мы остались на 5300. После вчерашней непогоды с утра были еще сильные порывы ветра.   А вот уже и небольшой провал в памяти- то ли вечером 12-го, то ли утром 13-го мы поднялись в третий лагерь на 5800 м. В любом случае дополнительный день на высоте, думаю, помог легче перенести восхождение. Припрятанные продукты мы так и не нашли –снег, метель 12-го изменили ориентиры. Долго копали, но не там.

lt3

В ночь с 13-го на 14-ое собрались на восхождение. Я сначала хотел идти в легком штурмовом костюме, но выйдя из палатки, передумал. Одел пуховку и горнолыжные штаны. И что-то не припомню, чтобы мне было жарко. Вышли мы где-то в районе часа ночи. От лагеря крутой взлет на перемычку. Далее по снежному гребню. Вначале почти ровно, потом небольшой уклон. Но все хорошее быстро заканчивается. И где-то с 6000 м начинается скальный участок, который заканчивается только пред вершинным снежным куполом. Ну тут вообще все «очень просто» - весь участок, включая снежный купол провешен веревками, жумарь себе по тихому.

verh1

verh2

Посмотрел вверх, там обогнавшие нас два француза как две букашки кажутся –страшновато. Посмотрел вниз – не, лучше на французов смотреть. На 6400м остановились ненадолго. Там стояли две палатки. Из одной появился легендарный человек – Глеб Соколов, 65-летний альпинист, который только на Хан Тенгри поднимался 37 раз и собирался с клиентом 38-ой. Мы пошли дальше вверх и через пару часов Соколов с клиентом нас обогнали. Мы шли медленно, но уверенно.Однако по всем раскладам не успевали на вершину в нормальное время. На вершине надо  по-хорошему быть часов в 12 дня, ну,в крайнем случае, в 14.00. Нам же еще вернутся надо на 5800, а не на 6400 .Короче, после небольшой остановки мы с Василем пошли вперед, после снежного ножа обогнали клиента Глеба Соколова ( Большой мужик в камуфляжной форме). На снежном куполе встретили возвращающегося с вершины самого Глеба. Я говорю:«Поздравляю с 38 вершиной» Он в ответ: «Пока 37, 38 будет внизу». «Сколько нам до вершины?». «Часа полтора, хотя и за час дойдете». А время уже было около 15.00. Но мы уже понимали, что если не сейчас, вряд ли мы соберемся скоро сюда еще. Да и погода классная –достаточно тепло, ветра  практически нет, людей на горе кроме нас уже никого. А в разгар сезона люди долго ждали, пока освободятся веревки. При холодной ветреной погоде обморозиться недолго.

Наконец закончились веревки - значит до вершины метров 200-300. По тропе спускался один из французов. И вот она заветная тренога с каким-то деревянным крестом. Вершина !!! Стоп. А влево еще выше. Вершина – это когда в любую сторону всегда вниз. Пошел вверх. Теперь вроде бы вершина. Ничем не обозначенная. Оказывается, как рассказал потом начальник лагеря, это давний спор в альпинистском мире. Тренога стоит на скальном выступе  на 6995 м. А рядом снежная шапка в 15 метром.Не безопасная и без обозначений. Поэтому все ходят до треноги, фотографируются и вниз. Но уже дано считается высота Хан Тенгри 7010 м. Мы  с Василием Венским тоже начали фотографироваться и снимать видео. У Василя( его на белорусский манер все звали Василь)  все продумано. Наверх на куртку одевается хоккейная белорусская майка, на трекинговую палку флаг ВДВ с  девизом « Никто кроме нас». Я достал флаг ФК« Батэ», начал искать в рюкзаке майку  с эмблемой нашего клуба «Каяк». Но так и не нашел. Нашлась она позже, когда спустились–была просто одета на мне изначально. Время 16.15 – как много. Но мы на вершине. Как это здорово, что дошли, что не развернулись раньше, а должны бы по всем канонам.

vershina1

vershina2

vershina3

Как здорово, что я забыл дома часы . В последний момент перед отъездом решил принять душ. Можно было мыться и в часах, но почему то решил снять. Так в душе и остались. Зато на горе я не смотрел время и только иногда спрашивал у команды. Иначе допекали бы мысли, что пора разворачивать. Все сложилось, как должно быть. Спасибо.

Вспомнились слова Глеба Соколова. Зачет будет внизу. Теперь только вниз. Вроде бы все просто. Спусковое устройство (у меня восьмерка,которую дал Саша из Риги), страховочный ус, перестёжка на новую веревку,страховка. Но очень быстро улетела с мелодичным звоном восьмерка , чуть позже и два (запасных) карабина. Постоянно слетали кошки, нормально застегнуть было сложно – не одного ровного места. Чаще держал их за пазухой или шел с одной«кошкой».  На скальном участке было нормально.

spusk

Стемнело. Стало сложно определить, какая из двух - трех веревок более свежая. Часто вроде бы нормальная веревка превращалась в жиденькую бахрому или имела несколько узлов. После полуночи спустились с Виктором на 6400.  Василь с гидом Олегом были выше. В двух палатках слышался разговор троих человек. Угостили нас чаем. Минут 15-20 мы отдохнули, огоньки – фонарики наших сверху почему-то не приблизились.Спросили у тех, кто в палатке – смогут ли они в случае чего приютить наших товарищей. Ответ был категоричным – нет. Должны были планировать время, чтобы нормально вернуться. А с 6400 до 5800 еще «пилить» и « пилить».  Шли уже на автопилоте. Это ж  больше суток пошло.

6400

Закончился скальный участок, начался снежный, надо одеть«кошки» или только одну. Они у меня полужесткие. Никак не получается застегнуть.Такое чувство, что я за этой процедурой немного вздремнул. Наконец одел.Оказалось, что ушел с тропы метров на 5. Уже перед самым спуском в лагерь чуть не ушел вниз раньше. Вспомнил, что веревка на спуск должна быть до самой тропы.Поднялся до следов и метров через 20 нашел веревку. Спускался,  просто обмотав веревку через ледоруб. Все.Палатка. Разделся и спать. Сквозь дрему услышал , как пришел Василь. – Все пришли? – Все. – Ну и слава богу, спим . Василь , конечно, молодец. Мог бы и раньше спустится, но контролировал спуск товарища.

26 -28 часов из лагеря до вершины и обратно, пол литра- литр воды, чая, совсем немного еды. Да и особо не хотелось. Но мы уже в палатках.Все живы и здоровы, никто ничего не отморозил. Все сложилось,  все сошлось.

Завтра отдыхаем и ночью спускаемся через «бутылку» вниз.Опять в «бутылке» измененный из-за лавинок маршрут. Но вот уже и первый лагерь на 4200. Отдых, горячий чай. И дальше по леднику в базовый лагерь. По пути пару неприятных мест. Все расширяющаяся трещина на переходе с ледника на морену и небольшой , все утончающийся снежный нож за 100 метров от базового лагеря. С трещиной разобрались. Два человека перепрыгнули без рюкзаков и двое перекинули рюкзаки.С ножом тоже обошлось. К нашему приходу он стал совсем проблемным, и кто-то сделал проход левее. Очень не хотелось после вершины свалиться в 15-метровую воронку с этого ножа за 100 метров до финиша. Вот теперь в базовом лагере можно поздравлять с вершиной. Или рано – надо еще на вертолете добраться до «большой»земли, или до дома?  Ну, отметить это событие можно и в базовом лагере. Тем более что начальник лагеря вручил нам сертификаты о восхождении и медальоны с Хан Тенгри.

sertif

Даже некоторые трезвенники приняли спиртика из фляжки Василя. – Горло же надо было полечить (там как после недельной ангины).  Три дня пока ждали вертолет в основном ели, спали.

ikra

По прилету в Каркару прикупили в лагере сувенирных маечек и на микроавтобусе отправились в Бишкек. Дорога дальняя – около 8 часов езды. Василь успел подружиться с парой из Швейцарии. Может они и не все поняли, но телефон свой ему оставили. По пути заехали искупаться на Иссык-Куле, поужинали в дорожном кафе. Еда, надо сказать, в Киргизии очень вкусная и дешевая. Причем, наследующий день мы кушали в столовой на рынке – качество отличное. Это я вам говорю как бывший работник советского общепита. Как мы не отъедались три дня в базовом лагере, два дня в Бишкеке, по приезду домой оказалось еще не хватает по 7-8 кг (это 10% веса). Так что кому надо немного сбросить лишние килограммы легко и без напряга присоединяйтесь в следующий раз.

Вот вроде бы и все. Даже при всем том, что у нас все сложилось удачно, все получилось, главный вывод ( а мы там видели  и слышали всякое) – на серьезную вершину надо серьезно готовиться.  Да и на любую вершину надо готовиться, учиться альпинистскому делу, изучать маршрут, и еще важно кто с тобой рядом. Привет всей нашей команде.

Следующее восхождение планируется в 20-х числах января 2019 года на гору Килиманджаро в Африке. Присоединяйтесь!

end2

end3

Cloudim - онлайн консультант для сайта бесплатно.